Как и другие страны Средиземноморья, Италия основывала свою
экономику и культуру на оливах. Существует богатая литература,
указывающая масличные рощи с психологией, историей, религией
Апеннинского полуострова. Обновленные печатные материалы выпускаются
каждый год, когда проходят важнейшие национальные конгрессы и выставки.
В ноябре в Милане работает «Салон запаха и вкуса», организуемый для
дегустаторов оливкового масла со всего мира. Каждый июнь на Сицилии
проходит «Археолио – Оливковая ярмарка» с курсами повышения
квалификации для специалистов и сетью походных кухонь-кафе для
любителей средиземной кулинарии, основанной на маслинах и оливковом
масле.
Культ олея Италия унаследовала от Древнего Рима, а Рим –
от Греции. Это известно по искусству и литературе античности. Культ
олея в Греции был частью мифологии. Он был связан с культом земледелия,
обработанной земли, не оставленной в первозданном виде, а
облагороженной человеком. Римская культура, как и греческая, не уважала
необработанную природу. Более того, в системе ценностей, которая
поддерживалась греческими и римскими мыслителями, необработанная
природа была негативной антитезой цивилизации и города, то есть
порядка, сотворен6ного человеком, стремящимся выделиться из природы.
Сельское
хозяйство было основой экономики греков и римлян, а тремя столпами
этого благородного сельского хозяйства были зерно, вино, оливковое
масло. Каждым из продуктов заведовал олимпийский бог: Деметра/Церера –
зерном, Дионис/Бахус – вином, Афина/Минерва – олеем.
В Греции
боги спорили за могущество, за обладание Афинами, за признание своего
продукта-символа. Посейдон выбил из скалы воду, Афина вырастила оливу,
победила остальных богов, город назвали в ее честь. Эту победу вдобавок
расценили как победу женского начала над мужским, созидательного – над
агрессивным. Зерно, доза и олива символизировали для Греции три столпа
и богатства материальной культуры и религиозного культа. Римляне
унаследовали от Греции эти богатства и ценности и в метафизическом, и в
практически-кулинарном плане. А итальянцы переняли традицию олея от
римлян.
Существует три дефекта свежеотжатого масла:
заплесневелость, винность и перегретость. Заплесневелость пояснять
незачем, винный запах цепляется к маслу, если бочку помыли спиртом или
уксусом и не слишком хорошо просушили, прежде чем наполнять маслом, а
перегретость случается оттого, что собранные маслины в куче без
ворошения долго лежать не могут. Если их держат долго и не слишком
заботятся о благоденствии собранного сырья, маслины портятся, начинают
выделять тепло, масло становится прогорклым.
Маниакальная
забота о качестве и натуральности = знак сегодняшнего времени. Любой
итальянский потребитель стремится иметь на столе масло именно
итальянское, лигурийское, тосканское или «озерное».
Сегодня основные категории масла имеют следующие названия:
- Натуральное (действенное) масло, полученное механическим способом без нагрева.
-
Рафинированное оливковое масло
-
Самые плохие сорта: масло, полученное с употреблением растворителя и
масло, полученное методом рафинирования и с употреблением растворителя.
Итальянские
рецепты и руководства требуют всегда, везде, в любом случае чистого
олея. Ритуал потребления масла сроден ритуалу евхаристии, а олей и
церковный елей – вообще одно и то же. В час обеда на каждом столе в
Италии, независимо от этикетки на реальной бутылке – частица целебной
влаги, источник бессмертия.