Полет – это прекрасное, утверждают художники. Но все, что предшествует полету тоже должно быть восхитительно. И архитекторы подтверждают эти слова, создавая аэропорты, отвечающие не только последним архитектурным тенденциям, но и критериям красоты. Мы предлагаем вашему вниманию список, пожалуй, самых отличившихся аэропортов мира.
10. Чек Лап Кок (Гонконг, Китай)
Гонконгский аэропорт Чек Лап Кок прославился еще не будучи построенным: проект его возведения был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой проект строительства воздушного терминала в истории. Своим названием аэропорт обязан острову Чек Лап Кок – каменистому клочку суши площадью 302 гектара. Чтобы построить там суперсовременный аэропорт, пришлось увеличивать площадь островка до 1248 гектаров, благодаря чему поверхность суши Гонконга увеличилась почти на процент. По признанию создателей гонконгского аэропорта, специалистов архитектурного бюро норманна Фостера, сооружение стало крупнейшим из всех, что они проектировали. Архитекторы постарались создать легкую, воздушную конструкцию, сочетающую эстетику с удобством. Это удалось в полной мере: по результатам опросов аэропорт неоднократно называли самым удобным для пассажиров. Уже через тридцать минут после регистрации путешественники могут занять место в салоне самолета, а для того чтобы перебраться из одного конца зала в другой можно воспользоваться специальными автоматическим поездом без машиниста.
9. Кансай (Осака, Япония)
Создание аэропорта на искусственном острове обошлось почти в 15 млрд. долларов, однако возможность принимать самолеты круглосуточно, не испытывая шумом терпение жителей окрестностей, сделала проект окупаемым. Архитектором современного чуда света стал Ренцо Пьяно – один из создателей парижского Центра Помпиду. Здание тянулось на 1700 м. в длину. Оно покрыто общей крышей, изогнутой в форме самолетного крыла. Крышу можно разглядеть не только из иллюминатора самолета, ее видно даже из космоса. Высота всех 900 несущих колонн постоянно регулируется гидравлическими домкратами под контролем компьютера: остров будет оседать еще несколько лет.
8. Схипхол (Амстердам, Нидерланды)
За свое удобство Схипхол пятнадцать лет подряд получал титул лучшего аэропорта Европы. Он расположен на три метра ниже уровня моря, зато построенная в 1991 году башня управления воздушным движением стала самым высоким сооружением подобного рода. Правда, ее быстро оставили позади новоиспеченные монстры – аэропорты Юго-Восточной Азии. Схипхол же остался «живой классикой». Причем «классика» здесь – отнюдь не фигура речи. Систему указателей, созданную в 1960-е для Схипхола группой Total Design, сегодня приводят в пример учебники дизайна. Впрочем, голландцы стараются не отставать от архитектурной моды. Так, несколько лет назад в Схипхоле появилась гостиница нового типа CitizenM. 230 номеров были собраны и меблированы на фабрике. Из готовых модулей-ячеек сложился целый отель.
7. Инчхон (Сеул, Южная Корея)
Сеульский аэропорт Инчхон, открывшись в 2001 году аккурат к чемпионату мира по футболу в Корее, занял в списке лучших аэропортов мира шестое место. Там он оставался недолго: уже в 2006-м Инчхон стал лидером рейтинга. Аэропорт построенный по проекту выдающегося дизайнера и архитектора Жана-Мишеля Вильмонта, расположен в часе езды от Сеула, на небольшом островке Йончжондо. Раньше сюда можно было добраться только морем, теперь Инчхон соединяет с корейской столицей 40-километровая автострада, а паромное сообщение связывает Цончжондо с соседними островами. Инчхон может похвастаться площадью равной 60 футбольным полям, но более всего он поражает грандиозностью архитектурных и строительных решений. Для постройки Инчхона остров Йончжондо соединили с соседними маленьким островком дамбами, затем из образовавшегося промежутка между двумя участками суши откачали воду. Дно разровняли, и вырос там настоящий аэроград. Мост, соединяющий остров с материком, также стал национальной достопримечательностью. Он считается самым длинным в стране.
6. Чанги (Сингапур)
Аэропорт Чанги стал самой масштабной стройкой в истории Сингапура. Но и отдача оказалась соответствующей: крупнейший грузовой аэропорт мира приносит в сингапурскую казну 25 млрд. долларов ежегодно. Строительство началось в 1977 году. Для начала предстояло засыпать песком и грунтом 52 млн. кв. м. территории будущего терминала, одну часть которого планировали расположить на месте бывшего болота, а другую – на насыпном участке суши, врезающемся в море. С помощью специально выкопанных каналов были изменены русла трех рек, было разрушено 558 зданий, перенесено 4100 могил со старого кладбища. Особое внимание было уделено третьему терминалу, открытому в 2008 году. Чтобы компенсировать технологичность его конструкции, дизайнер Вудхед Вильсон призвал на помощь матушку природу: тут и компактные пальмовые рощи и 300-метровая зеленая стена, составленная из 25 видов вьющихся растений. Лежа в шезлонге на бортике бассейна в зоне ожидания для VIP пассажиров, можно почувствовать себя на настоящем курорте.
5. Аэропорт Куала-Лумпура (Куала-Лумпур, Малайзия)
Аэропорт от столицы Малайзии отделяют 90 км. Однако туристы могут попасть в центр города быстро и без особых затрат: аэроэкспресс отправляется каждые 15 минут, идет всего полчаса и стоит около 9 долларов. Других поводов для огорчения в аэропорте обнаружить не удастся. Крыша и стены здания почти целиком выполнены из стекла, и в солнечные дни залы терминала залиты естественным светом. Национальный колорит была призвана выразить концепция «аэропорт в лесу, лес в аэропорту». Чтобы гости Куала-Лумпура сразу восхитились красотами малайзийской природы, на территории аэропорта было высажено более миллиона деревьев.
4. Аэропорт Денвера (Денвер, США)
Аэропорт был открыт в феврале 1995 года и сразу же удостоился звания самого большого и самого красивого аэропорта США. Главная его достопримечательность – кровля в форме прозрачных светящихся конусов, вызывающая в памяти Скалистые горы, визитную карточку штата Колорадо. В темное время суток конусы подсвечиваются изнутри разными цветами, радуя туристов. В самом здании аэропорта тоже ждет встреча с прекрасным: здесь представлена постоянно действующая экспозиция, в которую входят работы 26 художников – картины, скульптуры, инсталляции. Впрочем, многие стараются миновать аэропорт Денвера, предпочитая ему расположенный в полутора часах езды Колорадо-Спрингс. Разгадка проста: ввиду архитектурной славы терминала перелет сюда обойдется заметно дороже, нежели в соседние города.
Ну а теперь самая главная часть. Из этих трех аэропортов было очень сложно выбрать самый лучший, т.к. они все, по-нашему мнению, заслуживают первого места. Но в результате длительных споров три призовых места распределились следующим образом:
3. Международный аэропорт Пекина (Пекин, Китай)
Международный аэропорт Пекина – самый молодой и поэтому самый современный воздушный терминал на земле. Он открыт в 2008 году, в преддверии Олимпийских игр, проходивших в китайской столице. Меньше всего Поднебесная хотела ударить в грязь лицом перед всем миром, приглашая гостей в старый терминал. Для проектирования нового супераэропорта был приглашен британец Норман Фостер – архитектор, чье имя связано с несколькими знаменитыми воздушными терминалами. Благодаря общим усилиям международный аэропорт Пекина стал самым грандиозным в мире крытым сооружением, первым преодолев планку в 1 млн. кв. м. Передвижение по комплексу, однако, не составляет труда. Чтобы добраться из одного конца аэропорта в другой, желающие могут воспользоваться автоматической транспортной системой. Она доставит вас в другой конец здания со скоростью до 80 км/ч. По пути вы можете полюбоваться милым пейзажем вагон идет вдоль центральной линии озеленения, спроектированной ландшафтным архитектором Мишелем Девинем. Однако самый лучший вид на аэропорт открывается из зала прилетов международного терминала. Китайцы намеренно поместили его на самом верхнем уровне, чтобы иностранцы сразу оказывались под впечатлением от масштабов циклопического сооружения.
2. Аэропорт Франца-Йозефа Штрауса (Мюнхен, Германия)
Мюнхенский международный аэропорт бережно хранит баварские традиции: здесь работает собственная пивоварня, предлагающая пиво с говорящим названием «Эйрброй». «Франц-Йозеф» сочетает в своем облике прославленную немецкую практичность с полетом творческой мысли. Рулежные дорожки аэропорта проходят над шоссе, так что, приближаясь к терминалу, пассажиры могут наблюдать, как над их головами величественно проезжают самолеты. И, наверное, это единственный в мире аэропорт, где помимо традиционных удобств имеется собственный конференц-зал, концертная площадка и даже многопрофильный медицинский центр.
И наконец-то…тадададам…
1. Аэропорт Барахас (Мадрид, Испания)
Британский архитектор Ричард Роджерс получил за создание четвертого терминала мадридского аэропорта престижную в Великобритании архитектурную награду – премию Стерлинга. Здание площадью более миллиона квадратных метров, благодаря использованию стекла в качестве материала для стен и перекрытий, выглядит легким и прозрачным. Самая заметная его часть – волнообразная крыша, из бамбуковых пластин, будто бы парящая в воздухе на разноцветных столбах-опорах, стилизованных под бамбуковые же стволы. Еще одна визитная карточка Барахаса – светильники в виде вьетнамских шляп, которые можно там увидеть повсюду.
А что вы думаете по поводу самых красивых аэропортов мира? Если у вас есть другие идеи по распределению мест на пьедестале славы мы будем рады почитать в комментариях!